Чем опыт горных восхождений полезен даже тем, кто в горах никогда не был
Никогда не интересовалась темой походов в горы. Ничего не читала про Эверест. Пока не посмотрела телепередачи украинского путешественника Дмитрия Комарова «Мир наизнанку» - сезон о путешествии в Непал, к Эвересту.
Неожиданно для себя я наконец-то поняла главную ошибку своей жизненной стратегии.
Теперь мне ясно:
- почему часто чувствую себя, как загнанная лошадка, а мой «Эверест» пока не покорён;
- какое правило массово нарушают «достигатели целей» и я в том числе;
- у кого от успехов бывает «звёздная болезнь», а у кого — нет;
- и что теперь делать.
А ведь сначала я довольно скептически отнеслась к словам автора-ведущего о том, что, возможно, во время просмотра кто-то переосмыслит свою жизнь.
Разворот на пути к Мечте
Когда-то со мной случилось в принципе то же самое, что и с оператором телепередачи Александром в этой экспедиции к подножью Вершины Мира. За несколько дней до своей Мечты(а он хотел увидеть Эверест) — вынужденный резкий разворот вниз, приземление на больничной койке и возвращение домой. Комаров вызвал другого оператора и отправился дальше — шоу «Мир наизнанку» должно продолжаться.
Поэтому за непальскими приключениями и рассказами о первых покорителях самой высокой горы я наблюдала с особым вниманием. Хотя я — журналистка и художница - к горам даже близко не подходила никогда.
Заметила, что принципы восхождения на большую высоту практически те же, что и для успеха в обычной жизни:
- желание достичь цели
- толковые наставники
- хорошая экипировка
- достаточно денег
- надёжные помощники и партнёры
- правильный психологический настрой
- и строгая дисциплина.
Посмотрела еще несколько фильмов о покорении Эвереста. И меня осенило:
График! Высотный график!
До сих пор я думала, что график жизненного пути «очень успешного человека» должен выглядеть вот так:
Вперёд, не отступая, не останавливаясь надолго! Время не ждёт! Хочешь достичь цели - вычеркни из расписания выходные! Чтобы было сделано хорошо — делай сама!
Откатишь назад — плохо.
Кто устал — выбывает из игры в звании «неудачник»!
Я конечно, знала сто раз, что нужно полноценно отдыхать, делать паузы, отпуск на природе и т. д.
Но отдых представлялся мне как эти точки на линии. Села на пенёк, съела пирожок, немножко полежала и дальше побежала.
А теперь вот я узнала, как примерно выглядит правильный высотный график восхождения на самую большую гору:
Оказывается, подниматься всё время строго вверх — это не «круто», а опасно. Для адаптации и восстановления необходимо периодически спускаться вниз, делать паузы, и чем ниже — тем лучше для здоровья...
Покорение Вершины Мира - дело не быстрое. Сама экспедиция занимает около двух месяцев, большая часть из которых уходит именно на адаптацию. А готовится к ней, тренироваться, нужно ещё дольше - около двух лет.
Иначе — приступ горной болезни от нехватки кислорода и вынужденный быстрый спуск на безопасную высоту.
К тому же, альпинистам взойти на вершину помогают носильщики и проводники из местных жителей - шерпы. Причём за немалые деньги.
Редкие счастливцы особо устойчивы к быстрому изменению состава воздуха и атмосферного давления. Всем остальным — или соблюдаете график, или … как повезёт.
Главной новостью для меня стало то, что нужно не просто делать паузы для отдыха, а именно СПУСКАТЬСЯ ВНИЗ, а потом СНОВА ПОДНИМАТЬСЯ. Причем несколько раз.
Но это, наверное, правило для подъема на очень большую высоту. Если высота так себе, то, пожалуй достаточно просто "привалов".
Аналог горной болезни
Получается, что в обычной жизни аналог горной болезни — так называемая «звёздная болезнь» - когда у быстро прославившейся «звезды» начинается «головокружение от успехов» и резко портится характер вплоть до полного неадеквата. Психика не успевает адаптироваться к новому «высокому» статусу.
И это в том случае, если «Звезде» все таки удалось взобраться «наверх», а не загреметь с полпути в больницу от переутомления.
Например, российский актёр Виктор Степанов из фильма Ф. Бондарчука «Обитаемый остров». Во время блистательного и стремительного подъема в карьере у него случился тяжелый нервный срыв, после которого он так толком и не оправился. Об этом он лично и его родственники рассказывали с телеэкрана.
Публика изумлялась — такой талантливый красавец, в Голливуд приглашали, ну как же так...
А причина — несоблюдение «высотного графика»: первый курс, первая роль — и сразу на вершину славы.
Можно сказать, острейшая форма «горной» болезни, как у тех, кого быстро доставили на большую высоту вертолётом.
А вот популярная украинская художница Евгения Гапчинская адаптацию «наверху» прошла успешно. В одном из интервью она рассказывала, что от большого успеха у неё не случилось кризиса, так как всё происходило очень постепенно. Прямо как у тех восходителей, кто движется в гору пешком — их горная болезнь косит намного реже.
Злостный нарушитель
Наблюдения за альпинистами привели к осознанию : я — злостный нарушитель высотного графика! В переносном смысле, разумеется. Я выбрала слишком высокую Цель, а времени на подготовку и адаптацию выделила себе мало. Поэтому пришлось "сойти с дистанции". Вернее даже, "сползти".
Это осознание помогло мне:
- смириться с тем, что стремительного забега наверх не получится. И не оттого, что я — тупая и ленивая, а так надо. Для нормальной адаптации;
- порадоваться, что в свое время я не успела "взобраться" слишком далеко ввысь, в «мёртвую зону». Меня успели «спасти»;
- понять, что экспедиция под названием «Моя жизнь» еще не провалена.
Как говорил знаменитый австрийский альпинист Петер Хабелер:«Вот смерть была бы неудачей в горах... Независимо от того, достигну ли я вершины или нет, я всегда был счастлив, что возвращаюсь.»
Новая попытка
Теперь я буду подниматься на свой «Эверест» по индивидуальному «высотному графику» с выходными днями и спусками на отдых «вниз».
Найду помощников — мало кому удаётся дойти до вершины самостоятельно.
Кстати, власти Непала запретили соло-восхождения на восьмитысячники — таким образом пытаются сократить количество смертельных случаев на горных склонах.
Тренинг и прививка
Альпинистов всегда спрашивают — зачем ходите в горы, что это даёт?
Если бы мне вдруг пришла в голову невероятная идея покорить Эверест, я бы объяснила этот поход как экстремальный тренинг личностного роста и достижения Цели. А также своеобразную прививку от «звёздной болезни» и эффекта «загнанной лошади».
Взберешься-спустишься — и в обычной жизни сможешь терпеливо выдерживать правильный темп, выбирать подходящий момент, рассчитывать свои силы, различать, кто надёжный спутник, а кто — нет.
Но главное — это то, что сам человек из себя представляет. Если не тренировать своё тело и не развивать личность, никакие «шерпы» ни за какие деньги не поднимут тебя ни на какой «Эверест».
P. S. Во время обдумывания этой статьи мне посчастливилось побывать на творческой встрече с автором и ведущим телепередачи «Мир наизнанку» Дмитрием Комаровым.
Я поинтересовалась, а помогает ли ему самому и его оператору Александру опыт высокогорных восхождений в обычной жизни, для достижения других целей?
Что ответили путешественники, и какой приз я получила от Дмитрия за свой вопрос, я расскажу вам в следующий раз.
В продолжение темы поговорим о некоторых других моих знакомых целеустремлённых гражданах (пикапере, карьеристе, жене одного алкоголика).
Как они пытаются максимально ускорится на пути к Заветной Цели, к своему личному «Эвересту».
И о том, что происходит в таких случаях.
Следите за публикациями.
А вы соблюдаете «высотный график»?